РЕГИОН: РОССИЯ
ТОВАРОВ К СРАВНЕНИЮ: 0
КАБИНЕТ
СКИДКИ

Как создавались и развивались электронные синтезаторы

Смирнова Наталья Вячеславовна 264

2.jpgЕще в далеких 1870-х годах ученые начали делать первые попытки создания электронного музыкального инструмента. Но дело это, как оказалось, не такое уж простое, и только в прошлом веке, в середине 60-х годов Роберт Муг создал первый успешный коммерческий синтезатор. Это произошло в США. И уже к концу этого десятилетия данный инструмент использовали многие популярные исполнители, среди которых Beatles, Beach Boys и другие.

Синтезатор нашел своих приверженцев. Появлялись музыканты, такие как Жан-Мишель Жарр, работы которых базировались на электронном звучании. А вслед за ними стали формироваться целые направления электронной музыки, которая приобрела большую популярность. Все это способствовало расцвету синтезаторов. В те времена (конец 70-х – начало 80-х) стали появляться и первые полифонические инструменты, которые производили больше одной ноты одновременно.

Спрос на «ретро»-инструменты

Все когда-нибудь меняется. Электронная музыка утратила свой интерес, а с ней прекратилось и производство доступных синтезаторов. Нахлынувшая в начале 90-х годов новая музыкальная волна привела к появлению разных танцевальных молодежных стилей как, к примеру, House. Однако музыкантам катастрофически не хватало современной электроники. В результате подержанные «ретро»-инструменты стали пользоваться повальным спросом. Даже до сих пор есть много музыкантов, скупающих такие легендарные раритеты, как Roland TB-303. В наше время подобный инструмент стоит 800-1000 долларов, и эти деньги придется выложить за немидированный вариант.


Наступление «цифры»

4.jpgНа рынке синтезаторов ключевую роль сыграла мелкая шведская компания Clavia. В 1995 году она представила первый в мире «виртуальный аналоговый» синтезатор Nord Lead. Говоря по-простому, это была первая «цифра» и она начала массовое наступление, вытесняя добрую старую аналоговую аппаратуру с ее исконных территорий. В аппарате Nord Lead была использована принципиально новая технология – цифровая эмуляция аналогового синтеза.

В 1998 году на рынке появилась VA и ее новый цифровой аппарат Supernova. В первую очередь здесь впечатляет серия эффектов. Синтезатор оснащен восьмью программами, каждая из которых независимо обрабатывает сигнал. Что касается эффектов, то Supernova (в наше время Supernova ІІ) не имеет себе равных. А в плане схожести с аналоговыми эталонами – он на первом месте.

Контратака «аналога»

Звук цифровых инструментов может быть холодным и отстраненным, жестким и агрессивным. Такие эффекты бывают довольно полезными, и этого нельзя добиться от аналогового синтезатора. Очень часто аналоговые инструменты приходится семплировать из-за того, что у них очень малая полифония (или ее вообще нет) и совсем не поддерживается MIDI. Кроме того, эти инструменты довольно капризны, они сильно шумят, а при изменении температуры расстраиваются осцилляторы. По сравнению с этим у цифровых устройств неизмеримо шире возможности, и проявляются они почти во всем: эффектах, полифонии, мультитимбральности, а особенно в запоминании программ и управлении по MIDI. А еще цифра завоевала свою нишу высшей надежность и доступностью цены.


Но, оказалось, что старый добрый аналог и не собирался сдавать свои позиции. Музыканты, конечно с удовольствием принимают на вооружение цифровые аппараты, но многие все-таки пользуются аналогом. И причина довольно простая. Можно долго извлекать звук из Nord Lead, который при первом прослушивание производит хорошее впечатление. Но, аппарат этот не способен на ту пробивную силу и теплоту, которую легко можно получить, играючи на старом раритетном Minimoong, у которого уже тридцатилетний стаж. Каждый такой экземпляр «ретро»-аппаратуры имеет свою индивидуальность, которую различает слух. Годы проходят, и звучание аналога меняется, становится «живым» и уникальным.

1.jpgНовые аналоговые синтезаторы

В наше время стали появляться аналоговые полифонические синтезаторы. Alesis A6 Andromeda – один из них. В этом цифро-аналоговом синтезаторе задействовано две аналоговые микросхемы и обеспечивается 16-голосная полифония. Устройство работает под управлением процессора Coldfire, здесь полное управление под MIDI, обновляемая операционная система, LFO, огибающие, возможность сохранения 128 пользовательских программ, графический ЖК-дисплей. Но цена заставляет задуматься. Синтезатор стоит примерно 3,5 тыс. долларов, а это вдвое больше цифровых аналогов.

Каких перемен ожидать в будущем?

Нельзя сказать, что цифра одержала победу над аналогом, хотя, как считали многие в конце девяностых – цифровые синтезаторы должны вытеснить своих предшественников. Клавишники «старой закалки» цифровых инструментов не принимают, а молодые электронщики все больше разочаровываются в цифре и возвращаются к первоисточнику или пользуются аналоговыми синтезаторами новой волны.

Сможет ли цифровой синтезатор сыграть так, чтобы его музыка была неотличимой на слух от аналогового? Пока что картина здесь неясная. Но люди, которые имеют дело с профессиональным высококлассным звуком, предпочитают аналог. В число их входят музыканты и меломаны. И цифре пока что их сердца захватить не удалось. Что же будет дальше – время покажет.

Комментарии
Добавление отзыва
Ваше имя:
Комментарий: