Начальный этап обучения на фортепиано
Начальный этап обучения игре на фортепиано связан со многими трудностями - это и непонимание студентами специфики звучания фортепиано, и неумение критически оценивать собственную игру, и желание быстро, не затрачивая много времени, научиться красиво выполнять сложные популярные произведения.
Обучение игре на фортепиано желательно начинать с простых мелодических пьес, которые бы вызвали заинтересованность студентов и желание учиться. Следует, как можно раньше начинать работу над овладением связной плавной игры на легато. Но вместе с тем, для организации исполнительского мастерства, следует уделять много времени и усилий на усвоение технических приемов игры на нон легато, стаккато, портаменто.
Возраст студентов позволяет сразу знакомить их с большим объемом теоретического материала и быстро перейти к практическим занятиям игры на фортепиано - сначала отдельными руками поочередно и сразу перейти на игру обеими руками в условиях их простых координаций.
На начальном этапе обучения происходит знакомство студентов с гаммами, но начинать занятия в этом направлении следует с упражнений, которые готовят их к охвату звукоряда. Как правило, первой гаммой является до мажор и игра происходит от одной ноты - тоники в разные стороны в пределах одной октавы, заканчивая движение первыми пальцами (с подстановки в правой руке). Данные гаммы играют таким же образом на две октавы.
Позже знакомят студентов с тоническим трезвучием и его обращениями. Только после этого можно начинать освоение гамм в параллельном движении на две октавы. Весь материал начального этапа обучения имеет целью воспитание чувства формы музыкального произведения, умение анализировать характер движения мелодии и аккомпанемента. Позже студенты учатся находить динамические точки, или кульминации каждой фразы и пьесы в целом.
Для успешного усвоения тех или иных технических приемов в этюдах, важно акцентировать внимание студентов на апликатурную дисциплину, на ознакомление их с так называемой, «логической» аппликатурой: нота рядом - палец рядом, пропущенная нота - пропущенный палец; в пятипальцевой позиции каждый палец имеет свою ноту.
Одним из сложных фортепианных навыков в овладении выполнения гомофонного пьес является сочетание мелодии и аккомпанемента, умение найти нужную силу удара и характер звукоизвлечения каждого из этих элементов, тем самым уметь подчинить звучание сопровождения, звучанию мелодической линии.
В дальнейшей работе важно ознакомить студентов с полифоническими произведениями. Полифония - это многоголосие. Выполнение пьес этого стиля требует от студента новых умений и навыков, особенно важно научить студентов хорошо ориентироваться в полифоническом изложении голосов. Каждый голос имеет свою мелодию, независимую и самостоятельную. Простейшие полифонические пьесы построены на мотивах русских народных песен. Первый голос - это мелодия, а второй, как правило, - подголосок.
Народные песни по их подголосочному строению легко усваиваются студентами, понятны и доступны. Позже можно переходить к имитационной полифонии. При разучивании таких пьес полезно изучать имитируя голоса каждой рукой отдельно. Параллельно с этим следует изучать всю партию каждой руки тоже отдельно. Важным этапом воспитания музыкально-эстетического вкуса является посещение концертов, слушание хорошей музыки в записи, развитие своих интеллектуальных возможностей и повышения уровня культуры.